среда, 10 августа 2011 г.

«Юра Черный»: «НКАО – моя работа, моя боль, моя печаль. Храни нас Бог»

Vesti.Az продолжает серию материалов о Национальных героях Азербайджана, павших в боях за Родину с армянскими захватчиками. Как известно, Карабахский конфликт отразился болью в сердцах не только азербайджанцев, но и представителей всех национальностей, проживающих в нашей интернациональной стране. В отличие от Армении, где кроме самих армян и немногочисленных курдов-езидов никто не проживает, в Азербайджане каждый гражданин этой страны, независимо от национальной принадлежности, с оружием в руках готов защищать целостность своей Родины и ради этого, не задумываясь, готов положить на алтарь борьбы с захватчиками самое ценное – свою жизнь.

Бок о бок вместе с азербайджанцами в карабахской войне участвовали наши граждане - русские, лезгины, татары, аварцы, евреи, талыши и другие. Многие из них пали смертью храбрых на полях сражений с армянскими захватчиками и были награждены самым почетным званием - Национальный герой Азербайджана. В сердце каждого азербайджанца погибший в боях за Карабах, вне зависимости от национальности, занимает самое почетное место – место шехида.

В прошлый раз мы рассказали о подвиге командира гражданского вертолета «Ми-8» Викторе Васильевиче Серегине (http://vesti.az/news.php?id=58092). Сегодня читателям Vesti.Az о Национальном герое Азербайджана Юрии Петровиче Ковалеве, погибшем от пули армянского снайпера 3 октября 1991 года, расскажет его мама Лариса Павловна Ковалева.

Родился Юра (Лариса Павловна просит называть его именно Юра, а не Юрий Петрович, поскольку в ее памяти матери он так и остался молодым) 29 мая 1965 года в Гёкчае. Однако в первый класс Юра пошел уже в Краснодаре, куда на некоторое время переехала его семья.

«Несмотря на то, что у нас была квартира в центре города, я работала на хорошем месте, тем не менее, жизнь в Краснодаре меня не устраивала, - рассказывает Лариса Павловна. – Можно даже сказать, что я себя не нашла там. Поэтому мы в 1977 году вернулись в Баку. Мы жили на бывшем проспекте Ленина, неподалеку от ипподрома. С малых лет Юра занимался спортом, очень любил футбол, интерес к которому прививал и у своего младшего брата Виталия.

Юра с детства мечтал стать военным. Но из-за того, что в семье положение было затруднительным, после школы в 1981 году он пошел работать в одно из подразделений «Азериттифаг». В 1983 году Юра был призван в ряды Вооруженных сил, попал в элиту советской армии – в Воздушно-десантные войска в Прибалтике.

Спустя год после демобилизации - в 1986 году – Юра женился. Работал в Краснознаменной Каспийской флотилии».

- Как Юра попал в ОМОН МВД Азербайджана?


- Когда начались всем известные события в Нагорном Карабахе, в республике стал формироваться ОМОН. В 1988 году нам с военкомата пришла повестка. Уже на следующий день Юра пошел в военкомат. Спустя некоторое время я узнала, что Юра записался в ОМОН. Начались командировки в НКАО. Как признавался мне сам Юра, он на пузе облазил весь Карабах.

У нас дома часто собирались его коллеги по ОМОНу. Я всегда накрывала им стол. В то время наша семья испытывала некоторые материальные трудности и я вынуждена была как-то попросить Юру уменьшить количество визитов его друзей к нам в дом. В ответ он заявил: «Мам, у нас есть хлеб и соль в доме есть? Есть. Идет вода из крана? Идет. Значит, ребята как приходили, так и будут приходить». Он очень сильно любил своих друзей, и они все отвечали ему тем же.

В свои частые командировки в Карабах Юра постоянно брал с собой книги. Я еще спрашивала у него, когда же он будет читать, ведь у него практически не бывало свободного времени.

- Юра рассказывал Вам о том, с чем ему приходилось сталкиваться в Нагорном Карабахе?

- Он активно участвовал в Чайкендской операции по освобождению азербайджанских территорий. Очень часто выезжал на места террористических актов, совершенных армянами, в результате которых погибали женщины и дети. Юра спас пассажиров вертолета, потерпевшего крушение 3 апреля 1991 года около Шуши. В вертолете находились депутаты парламента и высокопоставленные чиновники Совета министров Азербайджана, в частности, Тамерлан Караев, которого Юра спас лично.

- Вы знали о том, что Юра наводил на армян жуткий страх и они даже предлагали вознаграждение за его убийство?

- Конечно, я знала об этом. Армяне называли его «Черным». Дело в том, что у Юры был позывной «Юра Черный», поскольку парень он был смуглый. Юра часто ходил на разведку в логово врага. Причем, он даже открыто выходил к армянам, представляясь прибалтом. Он ведь служил в Прибалтике, и знал некоторые слова на языках прибалтийских народов.

Однажды ему дали задание перейти на контролируемую армянами территорию, и встретиться с кем-то неподалеку от заброшенной церкви. На задание должны были пойти несколько человек. Он уложил ребят спать, сказав, что на рассвете они отправятся на задание. Каково же было удивление и восхищение его сослуживцев, которые должны были утром идти с ним на задание, когда утром Юра объявил, что он в одиночку справился с заданием, пока они спали. То есть, Юра не хотел рисковать жизнями своих друзей, и потому пошел на задание в одиночку.

Бойцы ОМОНа неоднократно говорили мне, что там, где Юра, им ничего не страшно. Они знали, что Юра ни при каких обстоятельствах не бросит друга в беде.

Я сильно переживала за сына. Когда однажды Юра на несколько дней приехал домой, я увидела, в каком он был состоянии: весь обросший, глаза грустные. И я попросила его больше не уезжать, не проситься в Карабах. Лучше бы я этого ему не говорила. Он страшно разозлился и закрылся в своей комнате. Потом, немного успокоившись, он вышел из комнаты, обнял меня и сказал: «Мама, ты просто не представляешь, что там вытворяют враги. Я только вернулся из Кельбаджара, где армяне взорвали рейсовый автобус с женщинами и детьми. Мне пришлось вытаскивать останки людей из того месива. А ты просишь меня не ехать туда. Ну не могу я отсиживаться дома», - сказал он мне.

- Лариса Павловна, Вы помните тот день, когда видели Юру живым в последний раз?

- В последний раз я видела его 13 сентября. В то утро Юра хотел отвезти меня на работу на своей машине, а она, как назло, никак не заводилась. Наконец, она завелась и мы поехали. Приехали мы к нам на работу, и Юра сказал, что хочет поехать в церковь и покреститься. А я ему говорю, что, давай мы сделаем это после твоего возвращения. Я была очень спокойной, не чувствовала надвигающейся беды. Но Юра все равно поехал в церковь. Батюшка также посоветовал Юре отложить крещение на потом, на что он ответил, что этого «потом» не будет… В тот день Юра все же принял крещение.

А потом он очень долгое время не звонил. Я очень сильно переживала по этому поводу, так как Юра хотя бы два-три раза в неделю звонил домой. В последний раз Виталику удалось поговорить с ним по телефону 30 сентября.

Утром 3 октября в доме раздался стук в дверь. Я открыла и увидела, что на пороге стоят его друзья-омоновцы. Первым же моим вопросом было: «А где Юра?». В ответ молчание. Тогда я стала кричать: «Почему вы молчите? Где Юра?». И тогда я услышала: Юры больше нет.

Я выбежала из дома, хотела выброситься с моста, но омоновцы удержали меня. В тот же день домой привезли его тело.

- Вы знали, как погиб Юра?

- Да, Юра погиб еще 2 октября от пули армянского снайпера. Ребята попали в засаду. В машине находились четыре омоновца, двое из них погибли, а двое получили серьезные ранения, но остались живы. А Юре пуля попала в сонную артерию…

Сначала Юра был похоронен на христианском кладбище в жилмассиве «8-км». И лишь через полгода, в июне 1991 года, когда был поднят шум из-за того, что могила Юры находится средь армянских могил, он был перезахоронен на Аллее шехидов. В ноябре 1992 года ему было присвоено звание Национального героя Азербайджана (посмертно).

От редакции: Юре было всего 26, когда пуля снайпера прервала жизнь Героя. У него остались две дочери Юлия и Регина. Именем Национального героя Юрия Петровича Ковалева названа школа N 229 в Низаминском районе Баку. Мама Юрия – Лариса Павловна – активно занимается общественной деятельностью, возглавляя отделение Русской общины Азербайджана в Низаминском районе. Ежегодно 3 октября в школе N229 проводится занятие, посвященное памяти Национального героя.

Закончить же повествование о славном сыне Азербайджана хотелось бы его словами, написанными им на фотографии 2 ноября 1990 года: «НКАО – моя работа, моя боль, моя печаль. Храни нас Бог»….

Бахрам Батыев

Комментариев нет:

Отправить комментарий