среда, 28 декабря 2011 г.

«Я ВОЗМУТИЛСЯ И СКАЗАЛ ЕЛЬЦИНУ, ЧТО РЯДОМ С НИМ СИДИТ ТЕР-ПЕТРОСЯН, ЧЬИ ОТРЯДЫ ВОЮЮТ НА ТЕРРИТОРИИ АЗЕРБАЙДЖАНА»


29 декабря 1991 года в Азербайджане состоялся общереспубликанский референдум о независимости. Декабрьскому референдуму предшествовали Декларация о независимости, принятая Верховным Советом Азербайджана 30 августа 1991, и принятие Конституционного акта «О государственной независимости Азербайджанской Республики» от 18 октября того же года. 

Первый в независимом Азербайджане (в марте 1991 года Азербайджан принял участие в инициированном Горбачевым референдуме по сохранению СССР, однако на тот момент республика все еще входила в состав Союза – Ред.) референдум проходил в чрезвычайно сложной ситуации, в которой оказалась республика в результате необъявленной войны со стороны соседней Армении. Карабах уже вовсю полыхал, республика никак не могла отойти от страшной трагедии, произошедшей 20 ноября в небе над Гаракендом, в результате которой трагически погиб практически весь цвет тогдашней политической элиты молодого государства. С другой стороны, в Баку Народный фронт отчаянно рвался к власти, пытаясь вырвать ее из рук тогдашнего президента Аяза Муталлибова. Ситуацию значительно усугубляло наличие в республике 250 тысяч беженцев из Армении. К тому моменту, уже состоялось подписание Беловежских соглашений, было создано СНГ, в результате 25 декабря СССР официально прекратил свое существование, а принесший народам некогда единой страны неисчислимые страдания и беды Михаил Горбачев сложил с себя полномочия президента СССР. 

Вспоминая о событиях декабря 1991 года, экс-президент Азербайджана Аяз Муталлибов отмечает, что референдум о независимости Азербайджана рассматривался и готовился в Верховном совете Азербайджана. 

«Это был честный референдум. Никто не оказывал никакого давления извне на народ, который практически единогласно проголосовал за государственную независимость. Данный референдум закрепил Декларацию и Конституционный акт о независимости. Конечно, логично было бы сначала провести референдум, а уж затем готовить Декларацию и Конституционный акт о независимости. Но сейчас об этом говорить уже поздно», - сказал А. Муталлибов. 

По его словам, все политические процессы конца 80-х – начала 90-х годов в Азербайджане проходили под влиянием конфликта в Нагорном Карабахе. Фактор Карабаха являлся мощнейшим двигателем всех общественно-политических процессов в стране. В этом контексте следует отметить, что в марте того же 1991 года Азербайджан – единственная республика Южного Кавказа – принял участие в референдуме по сохранению СССР. 

«Большинство участников референдума в Азербайджане высказалось за сохранение СССР. Единая страна на тот момент де-юре еще существовала, и мы не могли не принять участия в этом референдуме. Тем более, имея конфликт в Нагорном Карабахе. Поскольку референдум на территории Армении не проводился, мы смогли обернуть свое участие в нем в свою пользу. Сразу после оглашения результатов референдума, я встретился с Михаилом Горбачевым, от которого потребовал навести, наконец, конституционный порядок в НКАО. Горбачев согласился, так родилась операция «Кольцо» по разоружению незаконных армянских вооруженных формирований на территории Азербайджана. Если бы не создание ГКЧП в августе, который ускорил центробежные процессы в СССР, то мы проблему Карабаха уже бы решили», - сказал А. Муталлибов. 

Вместе с тем, А. Муталлибов отметил, что в декабре 1991 года Азербайджан мог и не войти в СНГ из-за негативного отношения к нашей стране тогдашнего президента России Бориса Ельцина. 

«После Беловежских соглашений 8 декабря 1991 года, в результате которых было создано СНГ, второе заседание СНГ должно было состояться 21 декабря в Алма-Ате, на которое были приглашены главы всех союзных республик, кроме Азербайджана. Я просто не получил приглашения. Тогда я позвонил Нурсултану Назарбаеву, однако он посоветовал мне обратиться по данному вопросу к Борису Ельцину. Я не стал звонить Ельцину, а связался с президентом Украины Леонидом Кравчуком, который, как известно, являлся одним из трех подписавших соглашение о создании СНГ. Он удивился тем фактом, что меня не позвали на заседание СНГ и заявил, что лично приглашает меня в Алма-Ату. Надо было видеть лицо Ельцина, когда он увидел меня на предварительном совещании руководителей республик. 

Правда, сам он ничего не сказал. Ельцин что-то прошептал на ухо Шушкевичу, и тот сказал мне, мол, они посоветовались между собой и приняли решение не приглашать Азербайджан в СНГ, поскольку на его территории ведутся боевые действия. А они, мол, хотят начать СНГ с чистой страницы. Я возмутился и сказал Ельцину, что рядом с ним сидит президент Армении Левон Тер-Петросян, чьи отряды воюют на территории Азербайджана. Почему же это его не возмущает? В конечном итоге, после того, как я пригрозил сделать специальное заявление для прессы о том, что в составе СНГ формируется антиазербайджанская коалиция, на столе, за которым сидели главы бывших союзных республик, появилась табличка «Президент Азербайджана Аяз Муталлибов». А вскоре в Азербайджане прошел и референдум о государственной независимости», - рассказал А. Муталлибов. 

По мнению профессора, доктора исторических наук, руководителя НПО «За гражданское общество» Эльдара Исмайлова, тогдашнее руководство Азербайджана долго не решалось принять соответствующий документ о независимости, поскольку в то время ориентировалось на Москву. 

«После августа 1991 года судьба Советского Союза была предрешена. И Беловежские соглашения от 8 декабря 1991 года поставили жирную точку в этом вопросе. Беловежские соглашения, по сути, вывели Азербайджан из состава СССР. Деваться руководству Азербайджана тогда было некуда: нужно было либо входить в содружество славянских государств, либо выступать с идеей создания нового союза. Я думаю, что лишь после этого в Азербайджане было принято решение провести референдум о независимости. Конечно, с точки зрения легитимности принятых ранее Декларации и Конституционного акта о независимости, референдум был необходим. Он был необходим для того, чтобы подтвердить право азербайджанского народа на выход из состава Союза. Хотя, если оглядываться на сам ход событий того периода, подобный референдум следовало провести значительно раньше. Но помешала нерешительность тогдашнего руководства страны, в результате чего референдум состоялся лишь в конце декабря 1991 года», - сказал Э. Исмайлов. 

Напомним, что в бюллетенях референдума декабря 1991 года стоял только один вопрос: «Вы за Конституционный акт «О государственной независимости Азербайджанской Республики?». Азербайджанский народ практически единогласно проголосовал за государственную независимость – за нее проголосовало 99,58 % участников референдума.

Бахрам Батыев

Комментариев нет:

Отправить комментарий