пятница, 13 апреля 2012 г.

ИЗВЕСТНЫЙ АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ КИНОДРАМАТУРГ ОТВЕТИЛ НА ПИСЬМО НАРОДНОГО АРТИСТА АРМЕНИИ


В последние пару лет народный артист Армении и СССР, актер театра и кино Сос Саркисян, считающий себя интеллигентом в тринадцатом колене и нашедший в лице руководителя одного из фашистских армянских сайтов преданного и внимательного слушателя, взялся за поучение азербайджанцев. То он дает совет определиться, кто мы – тюрки или татары, то обращается к азербайджанским коллегам, причем в грубой и хамской форме, с требованием забыть Карабах, а иной раз даже предпринимает отчаянные попытки выступать с нравственной проповедью всему азербайджанскому народу. На сей раз, объектом обращения Соса Арташесовича стал известный советский и азербайджанский писатель, кинодраматург Рустам Ибрагимбеков. 

Сегодня сразу в нескольких армянских СМИ было опубликовано открытое письмо Саркисяна Ибрагимбекову, в котором 83-летний артист по-своему, можно даже сказать, по-армянски, интерпретирует многие события прошлого – начиная с событий 1915 года в Османской империи, Карабаха, Сумгайыта и заканчивая воистину глупым вопросом о том, доверят ли азербайджанцы своих детей преподавателям армянской национальности. Что ж, спишем эту глупость на преклонный возраст Соса Арташесовича, поскольку до начала армяно-азербайджанского конфликта учителя армянской национальности были практически в каждой школе Азербайджана. Vesti.Az не раз отвечало армянскому артисту, возомнившему себя политиком, но на сей раз мы решили отойти от этой традиции, и, поскольку обращение Саркисяна адресовано непосредственно Рустаму Ибрагимбекову, предоставить кинодраматургу возможность самому ответить на письмо «интеллигента в тринадцатом колене».


«Уважаемый Сос! Обращаюсь к Вам без отчества, поскольку много лет назад мы называли друг друга просто по имени. Для Вас я Рустам, и надеюсь, Вы не сочтете меня излишне фамильярным, зная, как я высоко ценю Ваш талант. Не хочу вступать в развернутую полемику по поводу многих беспочвенных обвинений, содержащихся в Вашем обращении ко мне. Это потребовало бы много времени, и, главное, у меня нет убежденности в том, что Вы поймете, и примите другую (мою) точку зрения. Слишком уж глубоко Вы убеждены в правильности своей интерпретации многих фактов, имевших место в прошлом. В качестве примера приведу трагические события в Сумгайыте в феврале 1988 года. Сразу же после того, как они произошли ,я, находясь в Москве, послал телеграмму на имя Первого Секретаря ЦК Коммунистической партии Азербайджанской ССР с требованием отменить Всесоюзный кинофестиваль, который должен был пройти в республике через несколько месяцев. К сожалению, по настоянию Москвы, фестиваль все же состоялся. Но я, в знак протеста, участия в нем не принял.

Азербайджанская интеллигенция восприняла сумгайытские события как большую трагедию. Судебные процессы, а затем и более позднее расследование документально доказали, что погромы в Сумгайыте были организованы спецслужбами СССР, которые использовали для их осуществления лиц разных национальностей, в том числе, армянина Эдуарда Григоряна, руководившего самой кровожадной группировкой погромщиков. Конечно же, среди преступников были и азербайджанцы, которые оправдывали свои действия жестокостями против азербайджанского населения в Армении. Как раз в это время в город прибыла большая группа беженцев. Они были в тяжелом состоянии, избиты, обморожены (в отличие от тех, кого организованно вывозили к границам Азербайджанской Республики). Нет никакого оправдания преступникам, участвовавших в сумгайытских событиях. Но повторяю, расследование тех событий показало, что это был трагический спектакль, поставленный спецслужбами СССР и теми, кто был кровно заинтересован в дальнейшем обострении армяно-азербайджанских отношений. 

Организаторы событий в Сумгайыте хотели создать в мире образ кровожадных азербайджанцев, чтобы легче было оправдать агрессивно-захватнические планы в отношении Нагорно-Карабахской автономной области. Убежден, что рано или поздно, скрытый механизм Нагорно-Карабахского конфликта будет раскрыт, появятся оценки, опровергающие нынешние, но как бы то ни было, общий ход исторических событий привел отношения между двумя нашими народами к трагическому положению, из которого надо искать выход общими усилиями.

Уважаемый Сос! Я прекрасно помню нашу совместную работу с замечательным режиссером, ныне покойным Павлом Арсеньевым. Я до сих пор поддерживаю дружеские отношения с большим числом моих армянских коллег. Среди моих самых близких друзей есть армяне, и все об этом знают. И в своих произведениях, и выступлениях в СМИ я неизменно подчеркиваю одну бесспорную для меня истину: азербайджанцы и армяне не являются врагами. Время показывает, что многие представители двух народов разделяют мою точку зрения. Но сложнейшие геополитические, национал-патриотические и другие соображения и обстоятельства подтолкнули армянскую сторону к развязыванию войны с Азербайджаном, в результате которой были захвачены азербайджанские территории, выходящие далеко за пределы Нагорного Карабаха. Не хотел бы вдаваться в историко-географические споры о том, какой кусок земли кому принадлежит. Но я уже много лет утверждаю, что решение территориальных проблем в 20-м веке военным способом – преступление против всего человечества. Один выстрел студента Принципа в Сараево привел к Первой Мировой войне. Те, кто развязал войну в Карабахе, рискуют привести мир к глубоким потрясениям. Но, повторяю, никогда не считал, что вина за произошедшее в Карабахе лежит на армянском народе. Он, как и азербайджанский народ, является заложником, жертвой происходящих событий. 

Уважаемый Сос! Я, конечно, читал и Черенца, и Туманяна. Я, как и Вы, считаю, что интеллигенция наших стран должна делать все, чтобы мирным путем разрешить затянувшийся Карабахский конфликт. И думаю, что развязывание узелков, о которых Вы пишите в своем письме, нужно начинать прежде всего с себя. 

Меня огорчила общая обвинительная интонация Вашего обращения ко мне. Вряд ли стоит ставить под сомнение личные качества кого бы то ни было, только из-за того, что он не разделяет Вашу точку зрения на то или иное историческое событие. В частности, события 1915 года в Османской империи я считаю трагическими, но в то же время, не считаю себя вправе наделять их конкретным определением «геноцид». Это дело ученых, историков и международных судов. 

Что же касается моего решения вернуть французский орден: если во Франции будет принят антидемократический закон о криминализации отрицания «геноцида армян», то оно связано не с конкретными причинами, по которым этот закон планируют принять, а из-за самой сути этого закона, ущемляющего элементарные права граждан: если ты не согласен с принятой формулировкой, то садись в тюрьму или получай штраф. И где принимается такой закон? В моей любимой Франции, подарившей миру великую троицу понятий: Свобода! Равенство! Братство! 

Уважаемый Сос! Мне всегда казалось, что принцип: «я не согласен с чьим-то мнением, но готов сделать все, чтобы этот человек имел возможность свое мнение высказывать», - является руководством для всех представителей интеллигенции. Надеюсь, что и Вы разделяете мою точку зрения. С уважением, Рустам Ибрагимбеков.

P.S. И последнее: Считаю своим долгом выразить крайнее неприятие оскорбительных выпадов в адрес Президента Азербайджана. Я могу быть не согласен с какими-то его действиями, суждениями и политикой, но пока он является избранным Президентом моей страны, не могу принять ваших высказываний в его адрес. Оскорбляя Президента страны, вы оскорбляете и ее граждан. Неужели это непонятно, Сос?» , - говорится в ответном письме Р. Ибрагимбекова народному артисту Армении. 


Бахрам Батыев

Комментариев нет:

Отправить комментарий