пятница, 2 декабря 2011 г.

«В КАРАБАХЕ МЕНЯ ВСТРЕТИЛИ СО СЛОВАМИ «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В АД!»


Эксклюзивное интервью Vesti.Az с известным российским журналистом, корреспондентом парламентской газеты «Тюменские известия» Тимуром Волковым. 

- Тимур Валерьевич, совершенно случайно мы узнали о том, что Ваш отец долгие годы работал бок о бок с легендарным азербайджанцем, «крестным отцом» сибирской нефти Фарманом Салмановым…


- Да, мой отец – Валерий Волков – долгие годы работал помощником по бурению у Фармана Курбановича в Горноправдинске, участвовал вместе с ним в нефтеразведочных экспедициях в Ханты-мансийском автономном округе Тюменской области. Отец рассказывал мне, что это был весьма уважаемый человек. С Салмановым считались, к нему прислушивались. В свою очередь, Фарман Курбанович также уважал всех людей, с которыми работал. Все помнят, как он к раздражению своих начальников, выписал в Горноправдинск агронома, чтобы круглый год были у геологов свои овощи и свой цветник.
В 1966 году в Горноправдинске прошел Всесоюзный слет молодых геологов. Гостями этого форума были 17-летняя Алла Пугачева, композитор-песенник Ян Френкель, комсорг отряда космонавтов Владимир Соловьев. Фармана Салманова за это готовы были на руках носить.

- Вам самому приходилось встречаться с Фарманом Салмановым? 

- В те годы мне было лет 6-7. Но я ездил на буровую и видел этого человека. Пообщаться с ним мне пришлось уже тогда, когда он был на пенсии. Когда он приехал в Ханты-Мансийск на 70-летний юбилей округа в 2000-м году, я подошел к нему, представился. Он сразу же вспомнил моего отца. 

Фармана Салманова до сих пор вспоминают здесь с особой теплотой, в Ханты-Мансийске стоит памятник этому великому азербайджанцу.

- Сегодня в Сибири живет много азербайджанцев. Может быть, в этом заслуга и Фармана Салманова, приглашавшего туда своих земляков, уже имевших большой опыт в нефте-газодобыче? 

- Конечно, я думаю, что в этом и его заслуга. У меня, например, есть друг-азербайджанец – Шукюров, который работал в конце 1980-х годов буровым мастером в структуре «Сургутнефтегаза». Потом он вернулся в Азербайджан. Но наша дружба на этом не прекратилась. Я приезжал к нему в Баку начале 90-х годов, как сейчас помню, что он жил в районе станции метро «Нефтчиляр». Он рассказывал мне, что нефтяные пласты в Азербайджане залегают вертикально. Это удивительно, так как у нас в Сибири пласты залегают горизонтально. Сейчас он работает в одном из азербайджанских министерств. 

- Насколько нам известно, Вы также освещали и Карабахский конфликт. Вам приходилось бывать на линии армяно-азербайджанского фронта? 

- В качестве журналиста я побывал во всех «горячих» точках бывшего Союза, и даже в Югославии в 1999 году, как раз во время бомбежек НАТО. В Карабах я поехал потому, что под влиянием рассказов отца, у меня сформировалось глубокое уважение к азербайджанцам. В то время большинство российских журналистов почему-то ездили в Армению и освещали Карабахский конфликт с точки зрения армянской стороны. Мне это было не очень приятно. То есть, все мои коллеги тот конфликт освещали почему-то с колокольни Еревана, а я решил осветить его с минарета Баку. Потому что помнил о Фармане Салманове, имя которого отец произносил с большим уважением.

В мае 1993 года я поехал в Карабах, в Физулинский район, где в то время шли ожесточенные бои. Мне тогда очень помог Фикрет Гусейнов – журналист телеканала «215 КЛ».

Мы побывали в окопах, напротив которых, всего в 100 метрах, находились позиции армянской армии. Помню, как начальник разведки Физулинского батальона вышел мне на встречу, и в качестве приветствия произнес: «Добро пожаловать в ад!». Только побывав в Азербайджане, я понял масштаб трагедии, обрушившийся на два народа. 

- Как сегодня азербайджанцы представлены в Сибири? Спрашиваю потому, что некоторые российские СМИ не устают рисовать образ азербайджанца – торговца на рынке. 

- Азербайджанцы до сих пор работают в нефтяной промышленности России, среди них есть немало геологов. Кстати, в одной из крупнейших нефтяных компаний России – «Сургутнефтегазе» - первый заместитель генерального директора – азербайджанец. Я хорошо знаю, что азербайджанцы – прекрасные специалисты в нефтяной промышленности, добросовестные работяги. 

Конечно, есть азербайджанцы и на сибирских рынках, я не вижу в этом ничего плохого. Торговать на рынке в лютые сибирские морозы – работа не из легких. 

Недавно я побывал в Сургуте, который, кстати, тоже связан с именем Фармана Салманова. В 1958 году Фарман Курбанович высадился здесь со своей экспедицией, в районе Черного мыса. Сейчас его домик стал здесь музеем. Еще есть гимназия имени Салманова. 

Кстати, однажды меня подвозил азербайджанец. Он работает в нефтяной компании, а в свободное от работы время подрабатывает таксистом-частником. Мы разговорились, я рассказал, что мой отец работал Фарманом Курбановым, что я освещал конфликт в Карабахе. Так он затем категорически отказался брать с меня деньги за проезд. 

Бахрам Батыев

Комментариев нет:

Отправить комментарий