Сегодня исполняется 8-я годовщина со дня смерти лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева. Он остался в памяти не только азербайджанского, но и народов бывшего СССР высокопрофессиональным и умелым организатором, обладавшим уникальным политическим мышлением и мудростью. На протяжении почти 5 лет Г. Алиев занимал должность первого заместителя председателя Совета министров СССР. При престарелом председателе Н. Тихонове Г. Алиев являлся фактически первым человеком в советском правительстве. О том, каким был Г. Алиев, о годах работы с ним и многом другом с читателями Vesti.Az поделилсябывший помощник первого заместителя председателя Совета министров СССР, члена Политбюро ЦК КПСС Г.А. Алиева – Александр Гаврилов.
- Александр Тимофеевич, как Вы стали помощником Гейдара Алиева? Помните ли Вы первую с ним встречу?
- Конечно, я прекрасно помню. Это было в мае 1984 года. Гейдару Алиевичу тогда срочно потребовался помощник в работе. Переговорив лично с несколькими десятками кандидатов, он так и не смог подобрать себе толкового помощника. Помню, меня пригласили в Совет Министров в качестве кандидата в помощники к Алиеву, я тогда работал в отделе пропаганды ЦК КПСС. Перед тем, как пойти на прием к Алиеву, я посоветовался с одним журналистом, который хорошо знал Гейдара Алиевича. Так вот, он посоветовал мне отвечать честно на всего вопросы Алиева, поскольку этот человек вышел из системы КГБ, и пытаться обвести его вокруг пальца бесполезно.
Первое, что меня поразило, - пунктуальность Гейдара Алиевича. Он принял меня точно по графику. Я зашел к нему в кабинет, Гейдар Алиевич подошел, протянул мне руку и пригласил сесть за стол. Он начал расспрашивать меня о моем хобби, увлечениях. Узнав о том, что я не увлекаюсь охотой и рыбалкой, а люблю читать, Гейдар Алиевич удовлетворенно кивнул головой, и сказал, что тоже не любит охотиться и рыбачить, предпочитая проводить свободное время за книгой. Потом он спросил у меня, читал ли я его выступления и как бы я мог охарактеризовать его стиль? Я ответил коротко: «Публицистичность».
Окончательно чаша весов склонилась в мою пользу после того, как Гейдар Алиевич сказал, что поскольку он меня практически не знает, то сильно рискует, назначая своим помощником. А я ему ответил: «Я тоже рискую, так как если не справлюсь, разбираться придется мне самому».
Алиев улыбнулся и отправил меня оформлять документы, попросив через неделю выйти на работу. Так я стал помощником Гейдара Алиева.
- Как он относился к своим подчиненным?
- Мы его уважали, хотя, чуточку и побаивались. Гейдар Алиевич был требовательным и взыскательным, но справедливым человеком. Годы работы с ним стали для меня большим жизненным уроком. Я сохранил о нем самые теплые чувства.
Неоднократно мне приходилось выполнять его срочные поручения, связанные с тем или иным государственным вопросом. Я всегда старался их добросовестно выполнять. Если что-то случалось не так, то он не повышал голоса на своих подчиненных, а просто просил доработать.
Гейдар Алиевич был трудоголиком по натуре. В обычные дни, когда не нужно было совершать поездки по стране или за рубеж, то в 08.45 он уже был на работе. А я приходил пораньше, примерно в 08.00, чтобы к приходу Гейдара Алиевича подготовить для него необходимые документы, сообщения СМИ. Гейдар Алиев точно планировал свое рабочее время. Мы все знали, что не выполнить его поручение просто невозможно, он никогда ни о чем не забывал.
Будучи ответственным сразу за несколько областей народного хозяйства, Гейдар Алиевич очень часто совершал поездки по стране, в которые брал и меня. В отличие от других высокопоставленных партийно-государственных деятелей, Гейдар Алиев всегда старался быть поближе к народу, чтобы узнать, что люди думают, какие испытывают проблемы. С народом он вообще любил общаться. Кстати, в то время приезжающим высокопоставленным гостям из Москвы местные власти старались поднести какой-нибудь подарок. А Гейдару Алиевичу никогда ничего не дарили, так как все прекрасно знали: он не брал подарков.
- Александр Тимофеевич, а что это за история с Вашим отказом поехать отдохнуть в Азербайджан?
- Да, было такое дело. Меня, как помощника самого Гейдара Алиева, не раз приглашали отдохнуть в Азербайджане. Но я не принимал эти приглашения, так как понимал, что такие поездки обычно заканчиваются просьбами донести до Алиева тот или иной вопрос. Не знаю как, но Гейдар Алиевич узнал об этом, вызвал меня и спросил, почему я отказываюсь от поездок в Баку, ведь там самое лучшее в мире море. Я сослался на то, что, мол, супруге и детям врачи рекомендуют среднюю полосу России, а не жаркий Юг. Алиев посмотрел на меня испытующе. Я ведь знал, что обмануть его невозможно. Он все понял. Хотя, наверное, немного обиделся. Ведь это человек Востока, а я отказываюсь принять приглашение приехать в гости.
- Как Гейдар Алиев реагировал на давление на него со стороны Горбачева и свою вынужденную отставку?
- Вы знаете, тогдашний председатель Совета министров СССР Николай Иванович Рыжков с большим уважением относился к Гейдару Алиевичу. Он всегда оставлял его «на хозяйстве» во время своих отъездов.
Конечно, Гейдару Алиевичу было очень обидно, что его вынуждают уйти в отставку. Но он никому этого не показывал, стоически переносил давление на себя и ту напраслину, которую на него возводили.
Я убежден, что в тот тяжелый период СССР остро нуждался в таких профессионалах, каким являлся Гейдар Алиев. Ведь он работал не на свой карман, а во благо страны. Решение, которое было принято по Алиеву, было крайне ошибочным. Его потенциал не был использован до конца, что и доказала его последующая деятельность на посту президента Азербайджана.
- Вам довелось встретиться уже после того, как Гейдар Алиев стал президентом Азербайджана?
- К сожалению, нет. Уйдя из Совета министров СССР, я стал заниматься журналистикой. Хотя, Гейдар Алиевич часто передавал мне приветы через наших общих знакомых, а я всегда поздравлял его с праздниками и днями рождения.
Бахрам Батыев
Комментариев нет:
Отправить комментарий