По сообщениям армянских СМИ, в 2012 году исторический факультет Ереванского государственного университета планирует открыть кафедру «Кавказоведения», где помимо истории Армении будет изучаться история Грузии и Азербайджана.
Об открытии кафедры заявил заведующий кафедрой истории сопредельных с Арменией государств исторического факультета ЕГУ, доктор исторических наук, профессор Айрапет Маркарян.
Об открытии кафедры заявил заведующий кафедрой истории сопредельных с Арменией государств исторического факультета ЕГУ, доктор исторических наук, профессор Айрапет Маркарян.
По словам историка, на начальном этапе будет изучаться история Агванка (древнее государство в восточном Закавказье, занимающее часть территорий современных Азербайджана, Грузии и Дагестана). «У нас есть отличные специалисты-агвановеды. Что касается средневековой и новейшей истории Азербайджана, то у нас есть все необходимые ресурсы для преподавания», - отметил Маркарян. Относительно соответствующей литературы профессор заметил, что в основном будет использоваться литература советских времен. По словам Маркаряна, в основном это научная литература.
В связи с этим представим ситуацию. 2016 год. Первый выпуск кавказоведов сдает госэкзамен. Белый как полотно студент подходит к столу, на котором разложены билеты. «Боже, только бы мне не попался билет по истории Азербайджана. Только бы не этот билет», - молит он про себя. Ватными ногами он подходит к столу и в течение нескольких секунд рассматривает разложенные на нем экзаменационные билеты. Наконец, решившись, студент протягивает руку к одному из билетов, но тут же, словно ужаленный, резко одергивает ее. Члены экзаменационной комиссии во главе с начальником отдела по работе со студентами ЕГУ, азербайджановедом Миграном Акопяном с улыбкой наблюдают за поведением студента. Однако последнему явно не до смеха. Как не до смеха и притихшей аудитории. Трясущейся рукой бедолага пытается схватить самый дальний от него билет, как вдруг, как подкошенный, падает на пол. Экзаменационный зал мгновенно взрывается истеричными криками, охами, ахами. «Доктора! Срочно доктора!», - закричал Акопян, подбегая и склоняясь над телом студента. К сожалению, помощь медиков уже не понадобилась. Прибывший спустя минуту врач констатирует смерть студента. «Инфаркт. Сердце не выдержало», - констатируют чуть позже паталагоанатомы.
Но, вернемся в зал с будущими кавказоведами. С большим трудом экзаменационной комиссии удалось успокоить аудиторию и продолжить прием экзаменов. Следующей вышла студентка, приехавшая в славный град Ереван из небольшого села под Бердом. «Черт, только бы не достался вопрос по Азербайджану, только бы не по Азербайджану», - думала она, подходя к столу с билетами. Досчитав про себя до 10, она протянула руку и схватила первый попавшийся ей билет. Взглянув на вопросы попавшегося ей билета, девушка побледнела. «Простите, Айраперт-джан (Айраперт Маркарян - заведующий кафедрой истории сопредельных с Арменией государств исторического факультета ЕГУ, доктор исторических наук - ред.), но один из этих вопросов мы с вами не проходили, - обратилась она к одному из членов экзаменационной комиссии. - Мы должны были его проходить, но именно в тот день вы почему-то не пришли на занятия».
- Ничего страшного, - с улыбкой ответил ей профессор. – Вспомните весь тот научный материал, который вы читали в течение 4 лет. Я уверен, что там обязательно был и попавшийся вам вопрос. Вам нужно время на подготовку?
- Нет. Если я могу ссылаться на ту научную литературу, которую вам нам рекомендовали для работы на практических занятиях, то я готова ответить без подготовки.
- Отлично. Я всегда считал вас самой способной студенткой потока. С удовольствием послушаю ваш ответ.
- Первый вопрос. «Как жилось армянам Нагорного Карабаха в составе Азербайджанской ССР?». За годы социалистического строительства в результате претворения в жизнь ленинской национальной политики, с помощью братского русского народа и других народов СССР ликвидирована экономическая и культурная отсталость области: создана местная промышленность, к 1940 году коллективизировано 99% крестьянских хозяйств; выросли национальные кадры рабочего класса и народной интеллигенции. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 годов трудящиеся Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР вместе со всем советским народом боролись в рядах Советской Армии против немецко-фашистских захватчиков и самоотверженно работали в тылу. В послевоенные десятилетия трудящиеся автономной области добились новых успехов в народном хозяйстве, культуре, в повышении своего жизненного уровня. За успехи в социалистическом строительстве область была награждена орденом Ленина в 1967 году и орденом Дружбы народов в 1972 году. В области ударными темпами велось строительство культурно-бытовых и жилых сооружений, как в городах, так и в сёлах. Резюмируя все вышесказанное, можно утверждать, что армянам Нагорного Карабаха жилось довольно неплохо в составе Азербайд…
- Молчать! Молчать, я сказал! – вскочил со своего места разъяренный Маркарян. – Да как ты смеешь, потаскушка сельская, говорить такое? Вон из аудитории!
- Но, Айраперт-джан, вы же сами сказали, что мы должны ориентироваться на научную литературу советского периода. Эти знания я почерпнула из Большой Советской Энциклопедии.
- Молчать, я сказал!, - подбежавший к студентке Маркарян со всего размаху залепил девушке звонкую пощечину. – Убирайся из аудитории и чтобы духу твоего здесь больше не было.
- За что?, - плача и держась за горящую от пощечину щеку, воскликнула девушка. – Когда мы должны были проходить эту тему, вы просто не пришли на занятия. Теперь я понимаю, что вы просто боялись читать нам лекцию о положении армян в составе Азербайджана. Ведь в советской литературе на эту тему говорится о том, что людям жилось неплохо.
- Ну, это уже слишком, Айраперт-джан, - встала со своего места один из членов экзаменационной комиссии Лилит Мовсисян – преподавательница азербайджанского языка кафедры турковедения ЕГУ. – Устроили тут балаган. В детстве родители возили меня в Шушу, я видела, как там жили армяне. Я видела их улыбки, радость в каждом доме. А во время недавнего посещения Шуши моим глазам предстала ужасная картина. Город вымер, повсюду разруха, следы от войны. Немногочисленные армяне Шуши смотрели на меня печальными глазами и плакали от безысходности. Разве девушка была не права? За что вы накинулись на нее? Милая, дай мне свою зачетку. Ты успешно сдала экзамен. Я даже не хочу слышать ответы на два других вопроса билета. Молодец! Ставлю тебе пятерку с плюсом.
Аудитория взорвалась аплодисментами и криками «Браво!». На следующий день приказом министра Армении Айраперт Маркарян был назначен начальником Управления по связям Министерства образования с сопредельными с Арменией государствами.
Эпилог.
Лето 2016 года. Экстренное заседание Национального собрания Республики Армения. Народные избранники по требованию экс-президентов Кочаряна и Саркисяна, а также тяжелобольного и престарелого писателя Зория Балаяна единогласно проголосовали за отмену преподавания истории Азербайджана на кафедре «Кавказоведения» ЕГУ за «грубое искажение исторических фактов и попытку изменить национальное самосознание армянской молодежи».
Бахрам Батыев
P.S. Мы понимаем, что ни одна армянская студентка не посмеет посмотреть правде в глаза, даже если эта правда из научной литературы. Ведь, преподавая историю Азербайджана по советской литературе, армянские учителя непременно скажут, что Большая Советская Энциклопедия нагло врет про карабахских армян. «А на самом деле было так…», - будут учить они армянскую молодежь.
В связи с этим представим ситуацию. 2016 год. Первый выпуск кавказоведов сдает госэкзамен. Белый как полотно студент подходит к столу, на котором разложены билеты. «Боже, только бы мне не попался билет по истории Азербайджана. Только бы не этот билет», - молит он про себя. Ватными ногами он подходит к столу и в течение нескольких секунд рассматривает разложенные на нем экзаменационные билеты. Наконец, решившись, студент протягивает руку к одному из билетов, но тут же, словно ужаленный, резко одергивает ее. Члены экзаменационной комиссии во главе с начальником отдела по работе со студентами ЕГУ, азербайджановедом Миграном Акопяном с улыбкой наблюдают за поведением студента. Однако последнему явно не до смеха. Как не до смеха и притихшей аудитории. Трясущейся рукой бедолага пытается схватить самый дальний от него билет, как вдруг, как подкошенный, падает на пол. Экзаменационный зал мгновенно взрывается истеричными криками, охами, ахами. «Доктора! Срочно доктора!», - закричал Акопян, подбегая и склоняясь над телом студента. К сожалению, помощь медиков уже не понадобилась. Прибывший спустя минуту врач констатирует смерть студента. «Инфаркт. Сердце не выдержало», - констатируют чуть позже паталагоанатомы.
Но, вернемся в зал с будущими кавказоведами. С большим трудом экзаменационной комиссии удалось успокоить аудиторию и продолжить прием экзаменов. Следующей вышла студентка, приехавшая в славный град Ереван из небольшого села под Бердом. «Черт, только бы не достался вопрос по Азербайджану, только бы не по Азербайджану», - думала она, подходя к столу с билетами. Досчитав про себя до 10, она протянула руку и схватила первый попавшийся ей билет. Взглянув на вопросы попавшегося ей билета, девушка побледнела. «Простите, Айраперт-джан (Айраперт Маркарян - заведующий кафедрой истории сопредельных с Арменией государств исторического факультета ЕГУ, доктор исторических наук - ред.), но один из этих вопросов мы с вами не проходили, - обратилась она к одному из членов экзаменационной комиссии. - Мы должны были его проходить, но именно в тот день вы почему-то не пришли на занятия».
- Ничего страшного, - с улыбкой ответил ей профессор. – Вспомните весь тот научный материал, который вы читали в течение 4 лет. Я уверен, что там обязательно был и попавшийся вам вопрос. Вам нужно время на подготовку?
- Нет. Если я могу ссылаться на ту научную литературу, которую вам нам рекомендовали для работы на практических занятиях, то я готова ответить без подготовки.
- Отлично. Я всегда считал вас самой способной студенткой потока. С удовольствием послушаю ваш ответ.
- Первый вопрос. «Как жилось армянам Нагорного Карабаха в составе Азербайджанской ССР?». За годы социалистического строительства в результате претворения в жизнь ленинской национальной политики, с помощью братского русского народа и других народов СССР ликвидирована экономическая и культурная отсталость области: создана местная промышленность, к 1940 году коллективизировано 99% крестьянских хозяйств; выросли национальные кадры рабочего класса и народной интеллигенции. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 годов трудящиеся Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР вместе со всем советским народом боролись в рядах Советской Армии против немецко-фашистских захватчиков и самоотверженно работали в тылу. В послевоенные десятилетия трудящиеся автономной области добились новых успехов в народном хозяйстве, культуре, в повышении своего жизненного уровня. За успехи в социалистическом строительстве область была награждена орденом Ленина в 1967 году и орденом Дружбы народов в 1972 году. В области ударными темпами велось строительство культурно-бытовых и жилых сооружений, как в городах, так и в сёлах. Резюмируя все вышесказанное, можно утверждать, что армянам Нагорного Карабаха жилось довольно неплохо в составе Азербайд…
- Молчать! Молчать, я сказал! – вскочил со своего места разъяренный Маркарян. – Да как ты смеешь, потаскушка сельская, говорить такое? Вон из аудитории!
- Но, Айраперт-джан, вы же сами сказали, что мы должны ориентироваться на научную литературу советского периода. Эти знания я почерпнула из Большой Советской Энциклопедии.
- Молчать, я сказал!, - подбежавший к студентке Маркарян со всего размаху залепил девушке звонкую пощечину. – Убирайся из аудитории и чтобы духу твоего здесь больше не было.
- За что?, - плача и держась за горящую от пощечину щеку, воскликнула девушка. – Когда мы должны были проходить эту тему, вы просто не пришли на занятия. Теперь я понимаю, что вы просто боялись читать нам лекцию о положении армян в составе Азербайджана. Ведь в советской литературе на эту тему говорится о том, что людям жилось неплохо.
- Ну, это уже слишком, Айраперт-джан, - встала со своего места один из членов экзаменационной комиссии Лилит Мовсисян – преподавательница азербайджанского языка кафедры турковедения ЕГУ. – Устроили тут балаган. В детстве родители возили меня в Шушу, я видела, как там жили армяне. Я видела их улыбки, радость в каждом доме. А во время недавнего посещения Шуши моим глазам предстала ужасная картина. Город вымер, повсюду разруха, следы от войны. Немногочисленные армяне Шуши смотрели на меня печальными глазами и плакали от безысходности. Разве девушка была не права? За что вы накинулись на нее? Милая, дай мне свою зачетку. Ты успешно сдала экзамен. Я даже не хочу слышать ответы на два других вопроса билета. Молодец! Ставлю тебе пятерку с плюсом.
Аудитория взорвалась аплодисментами и криками «Браво!». На следующий день приказом министра Армении Айраперт Маркарян был назначен начальником Управления по связям Министерства образования с сопредельными с Арменией государствами.
Эпилог.
Лето 2016 года. Экстренное заседание Национального собрания Республики Армения. Народные избранники по требованию экс-президентов Кочаряна и Саркисяна, а также тяжелобольного и престарелого писателя Зория Балаяна единогласно проголосовали за отмену преподавания истории Азербайджана на кафедре «Кавказоведения» ЕГУ за «грубое искажение исторических фактов и попытку изменить национальное самосознание армянской молодежи».
Бахрам Батыев
P.S. Мы понимаем, что ни одна армянская студентка не посмеет посмотреть правде в глаза, даже если эта правда из научной литературы. Ведь, преподавая историю Азербайджана по советской литературе, армянские учителя непременно скажут, что Большая Советская Энциклопедия нагло врет про карабахских армян. «А на самом деле было так…», - будут учить они армянскую молодежь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий